- Автомобильные товары
- Газосварка
- Гидравлика
- Дом, сад, отдых
- Запчасти для инструмента
- Инструмент Milwaukee
- Инструменты
- Климат и Вентиляция
- Крепеж
- Материалы
- Оборудование
- Пневматика, Гидравлика
- Промышленная химия
- Распродажа
- Расходные материалы и оснастка
- Сантехника
- Скобяные изделия
- Такелаж
- Электротовары
Разбираемся как зарядить автомобильный аккумулятор
Холодная и сырая погода обостряет внешние признаки неисправности автомобильных аккумуляторных батарей (далее АКБ), которые влияют на работоспособность автомобильных систем:
- не удается запустить двигатель после стоянки автомобиля;
- стеклоподъемники стали медленнее работать;
- световые приборы на дисплее светят тусклее;
- кондиционер начинает самостоятельно отключаться;
- музыкальный комплекс при увеличении громкости может выключаться;
- неадекватная, замедленная реакция при снятии с режима охраны автомобильной сигнализации.
Средний срок беспроблемной эксплуатации автомобильного аккумулятора составляет 3–4 года, после чего уже не получается полностью зарядить АКБ автомобильным генератором.
Если аккумулятор качественный, система зарядки аккумулятора в машине исправна, а вы за это время не допускали глубокой разрядки аккумулятора, то он может прослужить 7 лет и более. Гарантия же на дешевые аккумуляторные батареи составляет всего 1 год с даты покупки.
Виды аккумуляторов для автомобиля
Принцип работы аккумулятора прост: при замыкании электрической цепи в АКБ начинается химическая реакция, которая преобразуется в электрическую, при подключении нагрузки (запуск двигателя, фары, магнитола и др.) она расходуется, а при подаче постоянного напряжения (при работе двигателя и генератора) она накапливается на пластинах аккумулятора. Процесс зарядки и разрядки АКБ происходит многократно.
Состояние к эксплуатации аккумуляторной батареи автомобиля определяется по следующим позициям:
- Герметичность корпуса АКБ: аккумулятор должен быть целым, не иметь трещин в корпусе, очищен от пыли и грязи (при необходимости протрите корпус раствором соды 10%), пробки крышки (при наличии) должны быть полностью вкручены. Если корпус аккумулятора имеет механические повреждения (они могли произойти, например, в результате ДТП), его необходимо срочно заменить.
- Уровень электролита визуально проверяется на обслуживаемых АКБ с выкрученными крышками, и при необходимости через них заливается вода до уровня специальных меток.
- Плотность электролита показывает степень разряженности батареи и проверяется на обслуживаемых АКБ с выкрученными крышками и должна составлять 1,27 г/см3.
- Состояние свинцовых пластин проверяется на обслуживаемых АКБ с выкрученными крышками — образовалась ли накипь, это признак процесса сульфатации пластин, препятствующая пропусканию тока из-за низкого уровня воды или низкой плотности электролита.
- Напряжение на клеммах АКБ, которое говорит о исправности бортового электрооборудования и состоянии аккумулятора.
На практике аккумулятор проверяется в двух случаях: при покупке нового и при проявлении проблем.
Как проверить текущий заряд АКБ на автомобиле
Заряженный аккумулятор выдает напряжение порядка 12 В. По критериям отечественных производителей низким зарядом считается 70% емкости, а по некоторым зарубежным — 50%, что скорее всего обусловлено климатическими условиями: при наших суровых зимах разряженный аккумулятор не запустит двигатель.
При выключенном двигателе напряжение на клеммах АКБ должно быть 12,6–12,9 В. Если показания тестера будут менее 12,05 В (70%), то аккумулятор явно недозаряжен и необходимо или зарядить АКБ, или заменить. Напряжение 11,95 В (10%) и 11,7 (0%) является критичным для АКБ — частые глубокие разрядки приведут к выводу аккумулятора из строя, т. к. свинцовые пластины при этом осыпаются и вызывается короткое замыкание.
Есть несколько способов проверки заряда батареи:
- при помощи индикатора, вмонтированного в АКБ (при наличии);
- нагрузочной вилкой;
- аккумуляторным зарядным устройством (ЗУ);
- мультиметром;
- диагностическим тестером.
Встроенный индикатор
Некоторые аккумуляторы оснащены встроенным индикатором заряда. Индикатор позволяет вам примерно оценить уровень заряда и уровень электролита, визуально наблюдая через глазок индикатора изменение его цвета. Глазок размещен на верхней панели батареи.
Диагностика нагрузочной вилкой
Производится в профессиональных сервисных центрах с поддержанием температуры электролита 20–25°, когда оценивается уровень заряда АКБ без нагрузки и под нагрузкой, создаваемой прибором измерения, имитирующей работу стартера при запуске двигателя. Оценивается, насколько разрядился аккумулятор и насколько он восстановился. Нормальным считается падение напряжения до 10 В, если ниже — то следует подзарядить аккумулятор.
Зарядное устройство
Стандартное зарядное устройство также позволяет точно измерить уровень заряда АКБ. Для этого необходимо подключить ЗУ — провода зарядного устройства подсоединяются к клеммам аккумулятора, и на шкале прибора стрелкой или цифрами будет отображено текущее значение заряда. Важно помнить, что в момент проверки зарядное устройство не включается в электрическую сеть — она требуется для зарядки АКБ.
Мультиметр
Недорогой мультиметр показывает точные значения уровня заряда батареи в состоянии покоя, для этого:
- выключаем зажигание на автомобиле;
- устанавливаем на мультиметре значение 20 В;
- подсоединяем металлические концы (щупы или зажимы) проводов прибора к клеммам АКБ в соответствии с полярностью (красный к «плюсу», черный к «минусу»);
- сравниваем показания прибора с таблицей и определяем состояние аккумулятора.
Тестер
Тестер аккумуляторных батарей использует самые передовые технологии для тестирования аккумулятора (уровень заряда, состояние пластин) стартера, генератора. С помощью электронного тестера можно сделать вывод, что проблемы не с аккумулятором, а в генераторе или электрической проводке, если при работающем двигателе на клеммах АКБ меньше 14,0–14,4 В.
Способы зарядки аккумулятора авто
Правильную зарядку АКБ можно выполнить тремя способами:
- Зарядка АКБ постоянным током — применяется при глубоком разряде батареи.
- Зарядка АКБ с постоянным напряжением — используется при подзарядке частично разряженной батареи.
- Ускоренная зарядка АКБ — используется для неполного, быстрого восстановления батареи, достаточного для запуска двигателя. С помощью https://pogos.ru/catalog/avtomobilnye_tovary/dlya_akkumulyatora/zaryadnye_ustroystva/ подается увеличенное значение тока, автоматический режим Boost. Другой вариант — выставить вручную значение на 30% больше обычного тока зарядки, но это может отрицательно отражаться на состоянии пластин АКБ.
Как заряжать АКБ с помощью зарядного устройства
Для начала надо выбрать зарядное устройство, соответствующее вашему аккумулятору.
Зарядное устройство — это «выпрямитель», который преобразует переменный ток 220 В в постоянный, от 6 в до 24 В (в зависимости от модели), в корпусе с проводом и вилкой для подключения к сети 220 В и двумя проводами с зажимами для подключения к АКБ.
Зарядное устройство приобретается из расчета ваших потребностей: по значению номинального напряжения (6 В для мопедов, 12 В для легковых автомашин, 24 В для гибридных легковых автомашин и грузовиков) и по значению номинальной емкости, соответствующей емкости вашего аккумулятора. Для многих аккумуляторов 12 В выходное напряжение должно быть 16 В. Значение тока подбирается не менее 0,1 от номинальной мощности, а лучше с небольшим запасом. Большинство ЗУ сами подбирают ток, но наличие ручных регулировок позволит вам подобрать оптимальный режим зарядки самостоятельно.
Для описанных ранее свинцово-кислотных АКБ (тип WET) с жидким электролитом (водный раствор серной кислоты) подойдут все виды автомобильных зарядных устройств.
Для АКБ, где вместо жидкого электролита используется серная кислота в связанном виде — пропитанное стекловолокно (АКБ тип AGM) или гель (АКБ тип GEL) — необходимо приобретать специальные или универсальные ЗУ.
Для зарядки аккумулятора используются зарядные устройства с подключением к электрической сети. Почти все современные ЗУ имеют защиту от перегрева, скачков напряжения и неправильного подключения зажимов к клеммам АКБ.
Зарядка АКБ происходит по следующей схеме:
- аккумулятор очищается, пробки выкручиваются (заглушки вынимаются), проверяется уровень электролита, при необходимости доливается дистиллированная вода;
- изучите инструкцию, выберите оптимальный режим заряда АКБ;
- подключите провода АКБ и ЗУ: минус к минусу, плюс к плюсу;
- включите ЗУ в сеть 220 В и установите выбранный режим зарядки;
- в процессе зарядки периодически контролируйте процесс;
- по окончании зарядки отсоедините ЗУ от сети и АКБ, вверните пробки.