8 800 77 001 55 Звонок по России бесплатный
Акции сегодня
Каталог товаров
0 товаров  /0 руб/

23 Января 2015 Моторное масло - что это такое, особенности и различия

Моторное масло – это смесь масляной основы и присадок. Основа получается либо из нефти (минеральные автомасла), либо путем химического синтеза (синтетические автомасла), либо же путем смешения в разных пропорциях минеральной и синтетической основ (полусинтетические автомасла). Сама по себе, основа обладает базовым набором смазочных и эксплуатационных свойств, но использование ее в двигателе невозможно без добавления различных присадок, позволяющих учесть разные режимы и срок эксплуатации двигателя.

Присадки – это вещества, которые добавляются в моторное масло с целью усиления, ослабления, стабилизации определенных существующих свойств и характеристик моторного масла, или же для приобретения маслом новых свойств, необходимых для нормальной работы двигателя.

Присадки, добавляющиеся в моторное масло при производстве, выполняют разные задачи, от стабилизации вязкости при определенных температурах, и до очистки внутренних деталей двигателя. Фирмы-производители моторных масел не разглашают состав и свойства своих присадок – это их коммерческая тайна, собственно, обычному потребителю это и не нужно. Важно то, что сбалансированный набор этих присадок в конкретной марке масла должен соответствовать определенным стандартам, принятым во всем мире, а также дополнительным требованиям к составу моторного масла производителей автомобилей.

Таким образом, именно сбалансированный набор присадок, которые содержатся в отдельно взятом моторном масле и делают его пригодным для использования в каком-то конкретном двигателе. Тон в этих вопросах, разумеется, задают разработчики двигателей.

Виды моторных масел

В зависимости от разных свойств, моторные масла делятся на группы по определенным параметрам:

    1. По химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло).
    2. По вязкости (классификация SAE).
    3. По набору присадок и качеству (классификации API и ACEA).
    4. По допускам производителей автомобилей (допуски масел).

Следует сразу заметить, что все вышеперечисленные категории прямо не описывают, какое масло лучше, а какое хуже – все эти масла просто разные и подходят для разных двигателей. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать моторное масло для своего автомобиля, нужно знать, какое масло подходит именно к Вашему двигателю. Исключением, пожалуй, является первая категория – химический состав основы, поскольку производители автомобилей редко настаивают на использовании какой-то конкретной из существующих.

При производстве синтетического масла "изготавливаются" путем синтеза молекулы с наилучшими рабочими свойствами. Синтетические масла обладают большей по сравнении с "минералкой" химической и термической стабильностью. Химическая стабильность означает, что при эксплуатации синтетических масел в двигателе они не подвергнутся каким-либо химическим изменениям (например, окислению, парафинизации), которые могут ухудшить их рабочие характеристики.

Термическая стабильность - это гарантия сохранения оптимальной вязкости масла всегда, иными словами быстрый холодный запуск двигателя и защита двигателя при высокой нагрузке. Синтетические масла имеют более высокую текучесть и проникающую способность.

Полусинтетическое моторное масло делается из смешанной основы, где 30-50% составляет синтетическая составляющая, и, соответственно, 50-70% - минеральная. Такое масло действительно обладает гораздо лучшими показателями стабильности характеристик, чем минеральное, но уступает синтетическому.

Обычно полусинтетическое моторное масло рекомендуют заливать в современные двигатели с большими пробегами, когда увеличивается угар синтетического масла. В таких ситуациях полусинтетика – оптимальный выход, поскольку вероятность найти полусинтетическое масло, соответствующее всем требованиям производителя двигателя достаточно велика, в отличие от минерального.

Главным эксплуатационным отличием синтетического моторного масла от минерального, является более высокий уровень стабильности его свойств и характеристик при различных температурах и длительной эксплуатации.

Три момента:

    1. Синтетическое моторное масло потенциально меньше боится низких температур и перегревов.
    2. Синтетическое масло дольше сохраняет свои свойства в процессе эксплуатации.
    3. Некоторые параметры моторного масла, обязательные для многих современных двигателей невозможно реализовать на полностью минеральной основе. Ярким примером является вязкость.

При этом важно помнить, что все в этом мире относительно, а потому далеко не всегда использование именно синтетического моторного масла является острой необходимостью. К примеру, всем известно, что платина является лучшим проводником тока, чем медь, но это вовсе не означает, что в квартирной проводке нужно использовать платиновые провода, поскольку свойств медной проводки с головой хватает для подключения и использования бытовых приборов. Одним словом, хорошее – враг лучшему.

В некоторых случаях как раз наоборот – синтетика для двигателя противопоказана – это касается, в основном, двигателей с большими пробегами.

Поэтому, если для региона, в котором Вы эксплуатируете свой автомобиль, не характерны падения температур в зимний период ниже, скажем -15-20 градусов Цельсия, острой необходимости в использовании синтетического моторного масла для Вас нет, если конечно все остальные параметры масла подходят для Вашего двигателя. Просто минеральное, или же полусинтетическое масло Вам придется менять немного чаще, чем Вы меняли бы синтетическое. В этом случае никакого вреда для двигателя от использования минерального или полусинтетического моторного масла не будет.

Классификация SAE - это международный стандарт, определяющий вязкость моторных масел.

Проиллюстрируем на примере для моторного масла SAE 10W-40 . Класс вязкости "10W" говорит о том, что масло - зимнее (WINTER - "зима" (англ.)). То есть, правильно выбрав этот параметр, вы легко и без труда, осуществите пуск двигателя в зимний период. Вторая цифра - класс вязкости "40" - он относится к "летним" классам и значит, что масло будет работать даже в тех местах двигателя, где рабочие температуры высоки. Если же вы обнаружили только один из этих параметров в обозначении класса вязкости масла по SAE, то вы видите перед собой - сезонное масло (SAE 10W -зимнее сезонное масло, SAE 40 - летнее сезонное масло). Ну а если оба параметра на месте (SAE 10W-40), то ваше масло - всесезонное.

Как правильно определить класс вязкости по SAE?

При расчете класса вязкости моторного масла нужно учитывать данные вашего автопрозводителя - вы обнаружите их в мануале. Ежели она не сохранилась или вы не нашли в ней таких сведений, то воспользуйтесь рекомендацией: при выборе "зимнего" класса вязкости ориентируйтесь на средние зимние температуры своего региона.

Автопроизводители рекомендуют:

  • 0W до -30°С и ниже
  • 5W до -25°C
  • 10W до -20°С
  • 15W до -15°C
  • 20W до -10°C
  • 25W до -5°С
  • Поступая согласно этим рекомендациям ваш двигатель хорошо перенесет запуск в зимнее время года и не "подарит" вам неприятные сюрпризы - например, увеличенный износ, "заклинивание" при "масляном голодании"), имеющие место при применении неверно выбранных моторных масел.

    Каждый раз при пуске двигателя требуется выждать некоторое время, чтобы масло передалось ко всем парам трения. Этот отрезок времени называется "масляным голоданием". В эти секунды увеличивается трение и повышается износ двигателя. Отсюда вывод: зимой нужно текучее масло - оно быстро достигнет всех деталей и защитит двигатель.

    А как выбрать "летний" класс? Европейские автоконцерны рекомендуют использование моторных масел класса "40" по SAE. Это сделано из-за высоких температур в современных двигателях (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники). Так что масло должно обладать соответствующей вязкостью, чтобы сформировать масляную пленку и охладить пары трения и не допустить повышенного износа двигателя, задиров и "заклинивания".

    Что такое "температура застывания" и можно ли по ней вычислить температурный минимум применения масла зимой?

    Температура застывания масла - это такая температурная отметка, при которой масло утрачивает текучесть. Но не понимайте буквально это - в реальности проблемы с моторным маслом начинаются и при меньшей температуре, когда масло с трудом поддается прокачке системой смазки двигателя. Стало быть, выбирая масло на зиму нужно ориентироваться на класс вязкости по SAE.

    Как лучше узнать качество моторного масла?

    Есть две известные спецификации моторных масел по качеству:

  • API - классификация американского института нефти;
  • АСЕА (ССМС) - классификация ассоциации европейских производителей.
  • В настоящий момент спецификация API насчитывает такие классы:

  • масла для бензиновых двигателей: SA, SB, SC, SD, SF - устаревшие классы
  • SG, SH, SJ - действующие классы, т.е. те, требования по применению которых Вы можете встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей начиная примерно с 1989 г.в. Но даже если Ваш автомобиль "старше" и в инструкции рекомендуется один из приведенных выше устаревших классов (например SD или SF), нет необходимости искать масло именно с таким же классом качества по API и имеющее, соответственно, далеко не самые совершенные характеристики. Таким образом моторные масла самого последнего класса качества SJ являются абсолютно универсальными (с точки зрения API).
  • для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п.: СА, СВ, СС, CD - устаревшие классы
  • CF - действующий клаcс, который является универсальным (c точки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п.
  • Таким образом, с точки зрения АРI, масла, имеющие спецификацию SJ/CF, являются универсальными и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п. (независимо от года выпуска), производители которых требуют применения масел, удовлетворяющих только лишь требованиям одного из классов по API.

    В отличие от API, спецификация АСЕА учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и эксплуатационные режимы в европейских странах. Ее требования строже, нежели требования API.

    Лучше выбирать марки масел, которые прошли испытания в АСЕА и имеют определенный класс качества по данной спецификации.

    Сегодня спецификация АСЕА включает в себя такие классы:

  • Для бензиновых двигателей: А1-96, А2-96, АЗ-96;
  • Для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п.: В1-96, В2-96, ВЗ-96.
  • Масла соответствующие классам АЗ-96 и ВЗ-96, обладают самыми оптимальными характеристиками и могут быть применены для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов.
  • Можно ли заливать современные моторные масла в б/у автомобили с более низкими требованиями к маслам?

    Конечно, можно. Чем более качественное масло залито в ваш двигатель - тем лучше защищен ваш, пусть даже очень изношенный, автомобиль.

    Как осуществить переход с одного бренда моторного масла на другой?

    В инструкции по эксплуатации транспортного средства описана процедура замены масла - на нее и ориентируйтесь если с двигателем вашего автомобиля не было проблем. Например, в мотор заливалось только качественное масло, соблюдались интервалы замены, в двигателе не были замечены большие отложения.

    В других случаях сначала используйте промывку:

      - Если масло, залитое в двигатель, неизвестного происхождения;
      - Если пробег автомобиля не установлен;
      - Если обнаружены большие отложения внутри двигателя, которые говорят об использовании сомнительного масла, несоблюдении интервалов замены или проникновении в масло различных продуктов - охлаждающая жидкость, добавки в масло и т. п.

    Могут ли заменять друг друга антифризы различных марок?

    Большая часть автопроизводителей выставляет следующие требования для охлаждающей жидкости в системе охлаждения: 50% - концентрат антифриза на основе этиленгликоля и 50% - дистиллированная вода. При такой концентрации температура замерзания составит -35-40° С. Кроме того, рекомендуется производить замену охлаждающей жидкости раз в 2 года или после оговоренного пробега.

    Рекомендации:

      1. Противопоказано смешивать охлаждающие жидкости разных брендов. Это грозит снижением рабочих свойств антифриза.
      2. Если антифризы разных цветов - смешивание их недопустимо.
      3. Если необходимо долить охлаждающую жидкость - лучше возьмите простую воду, следите при этом за плотностью получившейся смеси для предотвращения замерзания.