8 800 77 001 55 Звонок по России бесплатный
Акции сегодня
Каталог товаров
0 товаров  /0 руб/

9 Марта 2013 Как выбрать хорошую бензопилу

Бензопила относится к числу тех удивительных и неповторимых инструментом, которые имеют широкую сферу использования. Бензопилы просто незаменимы для сотрудников коммунальных служб, лесорубов, строителей, собственников приусадебных территорий, а также для скульпторов. Существует огромное количество критериев выбора инструмента для одной или же другой области работы. Для того, чтобы понять как правильно выбрать бензопилу необходимо для начала разобраться с тем, какие виды бензопил существую, чем они друг от друга отличаются, какая самая лучшая бензопила, какие теххарактеристики бензопил играют самую важную роль, какую марку бензопилы выбрать.

ТИПЫ БЕНЗОПИЛ

Все представленные на рынке России бензопилы можно условно разделить на три класса.

  1. Бытовые пилы, предназначенные для работы "от случая к случаю". Как правило, это сравнительно маломощные инструменты, с помощью которых можно заготавливать дрова для камина. Они обладают минимумом функциональных возможностей, рассчитаны в среднем на использование до 20 часов в месяц (около 40 минут в день), а их невысокая мощность компенсируется малым весом и удобством в обращении с пилой.
  2. Полупрофессиональные модели. Способны выполнять любые работы - от ремонтно-строительных до валки деревьев. Единственное их "слабое место" - невозможность использования по 8-10 часов в сутки в течение длительного периода времени (потому и "полупрофессиональные"). Такие пилы зачастую используются в качестве сучкорезов на лесоповале.
  3. Профессиональные пилы. Обладают высокой мощностью (как правило, более 2,5 кВт), характеризуются широким спектром функциональных возможностей. Применяются в основном в качестве "вальных" пил, могут работать день за днем в течение года по 10-16 часов в сутки. Главная же особенность профессионального инструмента - возможность работы до 8 часов без перерыва. Такие пилы изготовляются из прочных и износостойких материалов, а их ресурс колеблется в пределах 1300-2000 моточасов (у бытовых моделей моторесурс в 2-3 раза меньше)

РЕСУРС РАБОТЫ

Точного и четкого определения понятия "ресурс работы", которым бы одинаково пользовались все производители и продавцы, не существует. Например, существует "бытовое" определение (время до отправки инструмента на свалку). Другие определения более "научные" и скромные: время до первого капитального ремонта двигателя или уменьшение компрессии на 40%. Как видно, точной цифры даже в этих случаях ожидать сложно, да и практически нереально. Поэтому, какие бы цифры вы ни услышали - основное внимание рекомендуем обратить на наличие фирменного сервиса. Главный совет по эксплуатации бензопилы (как, впрочем, и любого другого инструмента) таков: основное внимание следует уделять правильному выбору режимов работы и избегать значительных перегрузок. "Формула любви" работает и здесь: как вы с инструментом, так и он с вами.

ДВИГАТЕЛЬ

Сердцем бензопилы является двухтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением, от работоспособности которого напрямую зависят и получаемая мощность, и отчасти моторесурс.

Для повышения «долголетия» двигателя на стенки цилиндра наносится специальное износостойкое хромовое или никель-силиконовое (никосиловое) покрытие, удерживающее тончайшую масляную пленку, необходимую для смазки поршня. Однако на рынке встречаются бензопилы, у которых покрытие стенок цилиндра отсутствует. При продолжительных нагрузках инструмента это приводит к быстрому износу двигателя.

ТОПЛИВНАЯ СМЕСЬ

В двухтактном двигателе в отличие от четырехтактного для смазки всех трущихся деталей (поршень, коленчатый вал и т.д.) нельзя применить систему масляных насосов, и масло приходится добавлять непосредственно в бензин.

Поэтому в качестве топлива для двигателя используется рабочая смесь бензина с октановым числом не ниже 92 и специального двухтактного масла, рекомендованного производителем бензопилы, в определенном соотношении. Обычно это 50:1 (2%) - 50 литров бензина на 1 литр двухтактного масла Однако для каждого масла следует соблюдать свою пропорцию, указанную на этикетке, например, 1:33 (3%) или 1:25 (4%). Это достаточно важно, так как попытки работать только на бензине или нарушение требуемых пропорций топливной смеси быстро приведут к выходу двигателя из строя.

Кроме того, не рекомендуется применять мотоциклетные масла, рассчитанные на малые обороты двигателя или масла для моторных лодок с внешним водяным охлаждением

СКОРОСТЬ РЕЗА

Приобретая бензопилу, покупатели зачастую задают вопрос о скорости распиловки древесины конкретным экземпляром пилы (например, нужно ли "давить" на инструмент при работе). Отвечаем: в первую очередь это зависит от состояния пильной гарнитуры и, в частности, цепи. При работе тупой цепью не только будет низкая эффективность распиловки, но и повышается вероятность выхода пилы из строя, так как нагрузка на двигатель увеличивается. Поэтому при профессиональном использовании рекомендуется регулярно "править" цепь (например, в конце рабочего дня). Кроме того, немалый вклад в производительность вносит и форма режущего зуба и шаг цепи.

Наилучший результат достигается при оптимальном подборе цепи и мощности двигателя. Мощность пилы - это второй важный параметр, характеризующий "активность" пилы и определяющий граничные условия применимости данной модели.

ПРОБЛЕМА "ОБРАТНОГО УДАРА"

Самым опасным моментом в процессе эксплуатации бензопилы является так называемый 'обратный удар' - резкий отброс инструмента в сторону оператора. Происходит он в том случае, когда самый конец бензопильной шины 'встречается' с поверхностью обрабатываемой древесины.

Единственный способ избежать в этом случае травмы - быстрая остановка цепи бензопилы. Выполняет эту задачу специальный тормоз (он называется 'инерционным'), приводом для которого служит щиток бензопилы, расположенный перед левой рукой оператора. Он представляет собой своеобразный рычаг, который может занимать 2 положения. Перед запуском бензопилы щиток переключается в положение 'ближе к руке' и тем самым 'ставится на взвод'. В момент обратного удара рука оператора упирается в него, и щиток срабатывает, мгновенно приводя в действие тормоз цепи бензопилы. Кроме того, он может поменять положение без взаимодействия с рукой оператора, просто за счет инерции.

Другим способом избежать обратного удара является исключение опасного сектора из процесса пиления. Это делается с помощью другого специального щитка бензопилы (защитного сектора), закрывающего конец пильной гарнитуры и не позволяющего инструменту 'брыкаться'. Впрочем, такой способ применяется гораздо реже, чем установка тормоза цепи. Более того, шведские бензопилы (Husqvarna, Jonsered, Partner) сознательно не оснащаются подобными щитками.

Причина - шведские стандарты безопасности предусматривают возможность работы концом шины бензопилы. Процесс валки дерева лесорубом-шведом очень напоминает резку каравая хлеба: оператор сначала 'вгрызается' в дерево концом шины бензопилы, а затем делает круг вокруг него. Таким способом можно свалить дерево в два раза толще, чем длина шины. У нас подобный способ разрешен лишь высококлассным вальщикам.

АНТИВИБРАЦИОННАЯ СИСТЕМА БЕНЗОПИЛ

Длительная работа с сильно вибрирующим инструментом может привести к тяжелым заболеваниям суставов. Поэтому наличие антивибрационной системы для бензопилы просто необходимо, особенно на профессиональных моделях бензопил. Самым простым ее видом является набор резиновых прокладок, расположенных между рукоятками и корпусом. Впрочем, подобная антивибрационная система уже практически нигде не применяется - в современных бензопилах, как правило, реализован принцип 'двух масс' - блок двигателя бензопилы отделен от блока рукояток и топливного бака. Каждый, кто хоть раз поработал с мощной бензопилой несколько часов подряд, знает, какая большая нагрузка приходится на кисти рук из-за вибрации.

В том случае, когда бензопила не оснащена достаточной виброзащитой, несколько лет такой работы вполне могут привести к нарушению кровообращения в руках и прочим неприятным последствиям. Поэтому, если вы не хотите вместе с профессией лесоруба приобрести и 'профессиональные' болезни, следует обратить внимание на то, какую именно защиту от вибрации обеспечивает данная антивибрационная система. Еще лучше попросить при покупке запустить бензопилу и самому подержать ее в руках.

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР

Попади внутрь двигателя пыль или грязь - и он неминуемо выйдет из строя. Поэтому бензопилы снабжаются двухступенчатой системой защиты двигателя от пыли.

Первичную (грубую) фильтрацию всасываемого воздуха от пыли выполняет посаженная на вал мотора крыльчатка, «раскручивающая» поток поступающего воздуха. Крупная грязь отлетает к краям лопастей, а воздух к карбюратору поступает из центральной области. Более тонкую очистку выполняет воздушный фильтр, эффективно задерживающий мелкие частицы.

Наиболее распространены капроновые фильтры. Они легко чистятся и достаточно долговечны. Однако, при работе в пыльных условиях (например, при валке «горельника») рекомендуется использовать фетровые фильтры, пропитанные специальным маслом.

О чем не следует забывать при эксплуатации бензопилы - так это о своевременной чистке воздушного фильтра. Очередность этой процедуры обычно указана в инструкции, и сроки лучше не нарушать - опилки, оседая на поверхности фильтра, могут так «сцементироваться», что получившуюся корку не снимешь ничем.

Некоторые модели бензопил для увеличения интервала между чистками воздушного фильтра оснащаются компенсатором, обеспечивающим постоянное соотношение бензина и воздуха в пропорции, которая позволяет работать на постоянной мощности при загрязнении фильтра до 90%. В таких пилах фильтр чистится один-два раза в неделю теплой мыльной водой.

ТОРМОЗ ЦЕПИ

Бензопила - один из самых опасных инструментов. Даже легкого касания движущейся цепи достаточно, чтобы нанести серьезную травму. К тому же у пилы есть одна неприятная особенность - обратный удар, или резкий отброс инструмента, который происходит, если конец пильной шины встречается с поверхностью обрабатываемой древесины. Единственный способ уберечься при этом от травмы - быстрая остановка цепи.

Для защиты от «обратного удара» используется специальный тормоз, приводом для которого служит щиток бензопилы, расположенный перед левой рукой оператора. Задача тормоза цепи - вовремя отреагировать в такой ситуации, остановив цепь «на подлете». Чем раньше он включится - тем лучше.

Существуют два основных способа активации тормоза - назовем их контактным и инерционным. Первый - это когда при обратном ударе рука рабочего упирается в специальный щиток, соединенный рычагом с тормозным механизмом, срабатывает пружина, включается тормоз, и цепь останавливается.

Второй - когда рычаг перемещается благодаря собственной инерционности, без соприкосновения с рукой

ПЕРЕДНЯЯ РУКОЯТКА

Оказывается, есть разница в том, из чего она сделана. Одни производители используют пластиковую трубку, другие - алюминиевую с пластиковым покрытием. Весят оба варианта одинаково, а отличие между ними наглядно проявляется в следующей ситуации.
Если пилу заклинивает при валке дерева, то первая реакция оператора - выдернуть ее. Рукоятка при таких действиях подвергается значительно большей нагрузке, чем обычно, и порой ломается в нижней точке крепления. Согласно статистике, алюминий «рвется» гораздо реже пластика, поэтому и затраты на ремонт меньше

МОЩНОСТЬ И ВЕС БЕНЗОПИЛ

В бытовых моделях бензопил производители избегают наращивать мощность, ибо это ведет к увеличению веса. Кроме того, большая мощность - не самый главный фактор при использовании бензопилы в домашнем хозяйстве.
Благоприятное соотношение вес/мощность бензопилы важно и для профессионала, так как этот параметр существенно влияет на удобство при работе с бензопилой и, как следствие, на качество труда. Вообще, для класса профессиональных бензопил характерен значительно больший разброс по мощностям (от 2 до 6 кВт), чем для бытового класса. Это объясняется разнообразием условий, в которых применяются профессиональные модели (разные по толщине стволы деревьев, твердая или мерзлая древесина и т.д.)

ПОКУПКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ БЕНЗОПИЛЫ

При покупке бензопилы естественное желание каждого покупателя - проверить работоспособность инструмента. В этом, казалось бы, простом процессе существуют 'подводные камни'. Все дело в конструктивных особенностях цепных бензопил. Обратите особое внимание: любую бензопилу нельзя запускать без предварительно установленной и отрегулированной пильной гарнитуры (шины, звездочки и цепи). В противном случае при таком запуске сразу же 'вылетает' сцепление. Так что не спешите дергать тросик - внимательно прочитайте инструкцию к бензопиле. (Кстати, если импортная бензопила попала на наш рынок официальным путем, то инструкция должна быть обязательно на русском языке.)
После покупки бензопилы следует обязательно 'обкатать' ее 40-50 минут на малых оборотах (это примерно соответствует выработке топливного бака), затем заглушить мотор и дополнительно проверить натяжение цепи у бензопилы. Далее нужно произвести несколько пропилов, прикладывая слабые усилия, и лишь затем перейти к работе 'по полной программе'.

Обкатке каждой новой цепи (или шины) необходимо уделять несколько минут. Делается это все для того, чтобы 'звездочка', шина и цепь хорошо разогрелись, и масло попало на все смазываемые части пильной гарнитуры.

Примерно в 90 процентах случаев причиной выхода бензопилы из строя является небрежное отношение к пильной гарнитуре, и в частности, - плохой уход за цепью. Другими словами, когда цепь заточена, работу выполняет она, когда затуплена - работать приходится вам, плюс дополнительная повышенная нагрузка на двигатель бензопилы. Помимо очевидных неудобств такое увеличение нагрузки приводит к существенному снижению моторесурса бензопилы.

КАК БЫСТРО ЗАПУСТИТЬ БЕНЗОПИЛУ?

После обязательной предстартовой проверки бензопилы и заправки топливом и маслом пила готова к работе. Чтобы быстро ее запустить, необходимо вытащить 'подсос', полностью выбрать слабину стартового тросика и сильным рывком запустить бензопилу (при вялом натяжении вы рискуете залить свечу, что несколько осложнит последующие попытки запуска). Если все сделано правильно, бензопила заводится с первого раза.